Преклоняясь Перед Духами Предков, Опираясь На Свое Перо…
К 80-летию писателя Таумана Тореханова
В современном мире полноводных рек больше, чем континентов, так и пишущих много, а писателей мало. Еще говорят: «Книг много, а литературы мало». И кто-то приходит в литературу сразу, кто-то после долгих лет подготовки к творчеству. Аксакал Тауман Тореханов стал писать художественные произведения поздно, но, будучи самородком, вошел в литературный караван решительно и плодотворно.
В 60-х годах прошлого столетия Тауман Тореханов как редактор стоял у истоков актюбинских областных газет «Жаршы», «Коммунизм Таңы».
Однако художественный дар Таумана Тореханова наиболее полно раскрылся именно в последние годы, когда вышли в свет его романы и повести. Эти повести, рассказы, очерки и исторические эссе обнажили всю многогранность таланта Тореханова. Вдохновленный свежим ветром независимости, он выпускает роман-дилогию «Ғасыр қасіреті», документальный роман-трагедию «Кісенделген Дала», остросюжетный роман-трагедию «Тарихтың қанды іздері». Эти художественные произведения были высоко оценены в периодической печати.
Тауман Тореханов описывает природу в соответствии с настроением героя. Пример из романа: «Глубокое покрывало зимы Года Свиньи, белая пурга Великих песков (Улы Кум), как вой волков, основательно согнули человека, не давая возможности устремить взгляд на небо. Одна отрада – вся живность и люди глубоко врылись в глубокую впадину земли. Только шелест шагылов на гребнях песков и совместный вой дворовых собак нарушали пронзительную тишину степей. К вою собак на зимовке Шенгел-кора дружно присоединялись собаки с (крестьянского) подворья Сарыжага, как бы обгоняя друг друга в песнопении, то затягивая свою траурную «песню», то кратко припевая, а то порой переходя на сплошной лай и хрип, заглушая этим лаем все в округе».
Писатель Тауман Тореханов покоряет новые вершины, в каждом сочинении ведет непрерывные поиски. Ряд произведений Тауман Тореханова посвящены сегодняшней жизни независимого Казахстана.
Великая вещь – генетическая память. Впитанные с молоком матери степные интонации и героическая напевность народных эпосов о былом сразу заставляют нас отбросить, казалось бы, неотложные житейские дела и забыться, раствориться в их «поглощении». Благодарен Богу за то, что позволил мне всю жизнь заниматься любимым делом – читать и писать. И в последние годы с удовольствием читаю новые произведения писателей современного независимого Казахстана. Не понимаю тех, кто говорит, что век литературы закончился и с современностью ей не ужиться. Более того, убежден: искусство слова является общественным барометром и духовным стержнем культурной жизни любого общества. Да и не кажется ли вам, что одной из причин существующих катаклизмов в мире является отторжение художественного слова человечеством. И эта проблема, на мой взгляд, государственная.
Недавно прочитал новый исторический роман Таумана Тореханова «Дала Геркулесі» («Степной Геркулес»), посвященный восстанию Есета Котибара.
Как-то участвовал в теледискуссии на тему объема романов, где меня пытались уверить, что сейчас никто не читает больших романов и надо писать кратко, потому что время старых романов «ушло» и они потеряли актуальность. Это было не так давно, и оппонентом у меня был доктор наук. Но я убежден, что значимость произведения зависит от мастерства и таланта писателя, и объемные романы живут и будут жить также долго, как и сама жизнь, если они действительно близки и понятны читателю.
Есет – народный герой, и это признавали даже его враги. В журнале «Русский художественный листок» за № 31 от 1859 года В.Ф. Тиммом было написано: «Имя Исета в Малой Орде было так же грозно, как и его соотечественника Кене-Сары, убитого в сороковых годах, или как имя героя Кавказского Шамиля». И далее: «Исет Кутебаров – сын не менее известного хищника Кутебара. Он приобрел себе почет и славу как национальный герой». В том же журнале: «Исет хороший семьянин: его опасности разделяли с ним несколько его братьев и мать, которая по слухам, есть женщина редкого ума и энергии». А Ковалевский вспоминал: «На степных перепутьях встретил и батыра Исета Кутебарова еще до того, как он возглавил антиколониальное движение в Приаралье».
В свое время я читал романы Таумана Тореханова «Қанмен жазылған тағдырлар», «Ғасыр қасіреті» (дилогия), «Кісенделген Дала», «Адам әлемі» и опубликовал свои рецензии в ряде республиканских СМИ, где отмечал талант писателя, особенности образов его героев. Исторический роман аксакала «Дала Геркулесі» – новая вершина его творчества.
Тема национально-освободительного движения, восстания Есета Котибара долго созревала в душе писателя, поскольку задумки, первые наброски были сделаны им задолго до независимости, когда эта тема находилась под запретом цензуры. Да и автор, являясь прямым потомком отважного батыра Котибара и его не менее отважного сына Есета, поднявшего казахский народ на борьбу против колониальной политики Российской империи, многие сведения черпал от аксакалов – носителей истории Великой степи и из бесценных архивных документов, хранящихся в стране и за рубежом. Писатель смог «перелопатить» огромную массу материала и привязать к фабуле художественного произведения. Образ Есет-батыра вплетен в гущу суровых событий, воплощен через конкретные действия. Композиция романа цельная, очень поучительны диалоги.
Встреча Есета Котибарулы 4 июня 1858 года с новым генерал-губернатором Оренбурга и Самары Александром Андреевичем Катениным занимает значительное место в казахской истории. Автор ее описал с особым искусством. Он очень точно охарактеризовал Есета как народного героя и его умение побеждать не только оружием и бесстрашием, но и разящим словом казахского бия. Для этого писатель использовал оригиналы материалов Н. Игнатьева и воспоминания В.В. Григорьева. «… Батыр с гордой осанкой, не лукавя, смело и правдиво изложил всю ситуацию. Оренбург – проворная хитрая Орда, – начал Батыр при встрече с А.А. Катениным. – Господин Губернатор, имейте в виду: растоптанная, истерзанная, обесчещенная судьба народа, месть и злоба, вражда и ненависть, накопившаяся в народе, рано или поздно взорвется и понесется как горная река». «Никто не рождается невольником или рабом. Не рождается ребенок зависимым или заключенным. Хочу еще раз упомянуть, что братья по престолу разносят сплетни и сеют смуту в наших взаимоотношениях, как продажные женщины. Считаю нужным всегда прислушиваться к мнению и предложениям народа. Лев тоже прислушивается к реву львицы. Хозяином и святыней настоящей земли является казах». «Надо служить народу, я слуга этого народа. Подчинение народа пикой копья, силой меча, ядом власти всегда зарождает чувство мести. Народ обманом, хитростью, отвлечением долго не удержишь. Вчерашний Перовский будет сидеть долго во власти. Такие проворные, кровожадные, с нечистой совестью люди опасны в целом для нации», – так говорил Есет-батыр. После этой встречи народ вскоре вернулся на свои родовые земли и поместья. В конце концов это привело к долгожданному миру…
А вот точка зрения его врагов (Перовский): «Да, Исет, как отец Кутебар – хищник! Исет – приведение, призрак. Исет – в конечном счете, легенда народная. Да, Исет – алтайская лиса в ковыльной киргизской степи. Да, Исет – вольный ветер своей степи, поймать его невозможно! Ищи ветра в поле! Исет очень хитрый и умный. Да, я поймал бы и отдал бы его на растерзание Василию Васильевичу, а!».
Из таких противоречивых характеристик и рождается цельный, объемный, живой образ великого человека и его деяний.
Обращает на себя внимание оформление книги. На его обложке рисунки, иллюстрирующие статью Чокана Валиханова и Михаила Венюкова под названием «Есет – Дала серкесі», которая является частью книги Дж. и Р. Митчелл «Русские в Центральной Азии», изданной в Лондоне в 1865 году на английском языке, а также фотография, сделанная 2 июня 1858 года на берегах реки Жем (река Эмба, Актюбинская область) перед встречей с А.А. Катениным при посредничестве миссии генерал-адъютанта Н.П. Игнатьева в Среднюю Азию и Оренбуржье подпоручиком артиллерии, военным фотографом Муренко. Данное фото в свое время публиковались в прессе России, Средней Азии, Европы.
Тауману-ага сегодня исполнилось 80 лет. Его беззаветное служение народу было высоко оценено и ему было присвоено звание заслуженного деятеля Республики Казахстан. Тауман Тореханов – обладатель 30 государственных наград, награжден Почетной грамотой Президиума Верховного Совета Казахстана, является почетным гражданином города Шалкар и Шалкарского района. Преклоняясь перед духами предков, опираясь на свое перо, он дошел до плодовитой осени и, надеюсь, доживет до старости. Крепкого вам здоровья, Тауман-ага, и неиссякаемого творческого вдохновенья!
Сабит ДОСАНОВ,
лауреат международных премий
им. М. Шолохова и В. Пикуля,
заслуженный деятель РК,
Казахстанская правда, 18 мая 2011 г., стр. 6,
www.kazpravda.kz